Личный кабинет

Законодатели предлагают установить срок подачи заявления на ежегодный отпуск

Законодатели предлагают установить срок подачи заявления на ежегодный отпуск

Документ

Законопроект № 857355-8

Комментарий

По действующим правилам очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно по графику отпусков, который утверждается работодателем не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ч. 1 ст. 123 ТК РФ).

При этом работодатель обязан предупреждать работника под подпись о начале ежегодного отпуска не позднее чем за две недели до его начала (ч. 3 ст. 123 ТК РФ). Если сотрудник идет в отпуск по графику отпусков, заявление не требуется.

В ситуации, когда работник желает взять отпуск вне графика, необходимо подать работодателю заявление (письмо Роструда от 20.06.2022 № ПГ/16003-6-1). Выплатить отпускные работнику необходимо не позднее чем за 3 календарных дня до начала отпуска (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). Поскольку срок подачи такого заявления законодательно не урегулирован, на практике возникают сложности.

Работники, которые имеют право на предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время, часто подают заявление за 1–2 дня до его начала. В такой ситуации работодатель не может соблюсти установленные сроки выплаты отпускных и нарушает требования трудового законодательства, выплачивая их позже. Минтруд России в письме от 31.10.2019 № 14-2/ООГ-8456 отметил, что работодатель вправе установить разумные сроки для подачи заявления на ежегодный оплачиваемый отпуск работниками, которые вправе использовать ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время года.

Для урегулирования этой ситуации в Госдуму РФ внесен законопроект, который предусматривает минимальный и максимальный срок подачи заявления на ежегодный оплачиваемый отпуск (если работодатель закрепил обязанность подачи работником такого заявления). Работники должны будут подавать работодателю заявление о предоставлении отпуска не менее чем за 5 и не более чем за 14 календарных дней до планируемой даты начала отдыха. Такие поправки предлагают внести в ст. 123 ТК РФ.

По мнению авторов законопроекта, нововведения защитят права и интересы работников и работодателей.

Если закон будет принят, мы сообщим об этом дополнительно.

 

Как заменить нескольких отсутствующих работников?

Документ

Письмо Роструда от 16.01.2025 № ПГ/28052-6-1

Комментарий

В письме от 16.01.2025 № ПГ/28052-6-1 Роструд рассмотрел ситуацию, когда по графику отпусков четыре работника одного отдела уходят в отпуск друг за другом. При этом перерывов и наложений в датах выхода из отпуска и ухода в отпуск нет. Работодатель на этот период планирует принять по срочному трудовому договору одного временного работника.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы. Срочный трудовой договор по этому основанию можно заключить с сотрудником, который принимается для исполнения обязанностей работника, находящегося в ежегодном оплачиваемом отпуске (на период этого отпуска). При заключении срочного трудового договора обязательным является указание срока его действия и обстоятельств (причин), послуживших основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом (абз. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Напомним, что срочный трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу (ч. 3 ст. 79 ТК РФ).

Из разъяснений Роструда следует, что с сотрудником нужно заключить отдельные срочные трудовые договоры на время исполнения обязанностей каждого отсутствующего работника. Таким образом, для замещения нескольких (например, четырех) сотрудников, которые уходят в отпуск друг за другом, нельзя заключить с работником один срочный трудовой договор.

В рассматриваемой ситуации работодатель должен заключить (а после расторгнуть) с временным работником четыре срочных трудовых договора. Другими словами, работодатель заключает срочный трудовой договор на время отсутствия первого ушедшего в отпуск работника, а после его возвращения расторгает этот договор и заключает новый срочный трудовой договор на период отсутствия второго работника, ушедшего в отпуск, и т. д.

Аналогичную точку зрения ранее высказывал Минтруд России в письме от 10.10.2022 № 14-6/-ООГ-6398.

 

Что делать с накопленными отпусками сотруднице, которая вышла на работу из отпуска по уходу?

Документ

Письмо Роструда от 20.12.2024 № ПГ/25476-6-1

Комментарий

Роструд в письме от 20.12.2024 № ПГ/25476-6-1 рассмотрел ситуацию, когда у работницы накопились дни неиспользованных отпусков за два года. Однако отгулять их она не успела, поскольку ушла в отпуск по беременности и родам, а потом сразу в отпуск по уходу за ребенком.

Согласно ст. 260 ТК РФ, перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у работодателя. Следовательно, женщина может сама выбрать, когда ей удобнее использовать ежегодный отпуск – до начала отпуска по беременности и родам, после него либо после окончания отпуска по уходу за ребенком.

Роструд отметил следующее: если работница до декрета не отгуляла положенные ей дни ежегодного отпуска, то она вправе использовать такой отпуск после окончания отпуска по уходу за ребенком. В этом случае отпуск необходимо предоставить сотруднице в соответствии с графиком отпусков или по соглашению с работодателем. При этом специалисты ведомства отметили, что, несмотря на длительный перерыв в работе, сотрудница не теряет право на предоставление неиспользованных дней ежегодного отпуска.

 

Как с 05.02.2025 считать срок для ответа на требование, полученное от ИФНС в электронном виде?

Документ

Письма ФНС России от 07.03.2025 № ЕА-4-15/2526@, от 11.02.2025 № ЕА-4-15/1253@

Комментарий

Налогоплательщики, которые сдают отчетность в электронной форме в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ, обязаны обеспечить получение документов от ИФНС по ТКС через оператора ЭДО (абз. 1 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Ранее в отношении требований, направленных ИФНС по ТКС, датой получения считалась:

  • дата в квитанции о приеме электронных документов, ее налогоплательщик должен был передать в течение 6 рабочих дней со дня отправки ИФНС документов по ТКС

  • либо 6-й день со дня отправки заказного письма (при дублировании требования на бумажном носителе) (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Таким образом, ранее срок на представление документов считался с даты передачи квитанции о приеме либо 6-й день со дня отправки заказного письма (если квитанция не была отправлена в срок).

В письме от 11.02.2025 № ЕА-4-15/1253@ налоговая служба напомнила, что с 05.02.2025 обязанность по передаче указанной квитанции отменена (п. 8 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ). Теперь предусмотрено единое правило: дата получения электронного документа, отправленного ИФНС (в частности, требования о представлении документов), определяется как 6-й день со дня его направления (абз. 8 п. 4 ст. 31, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). А дата отправки указывается в подтверждении оператора ЭДО.

При этом в письме от 07.03.2025 № ЕА-4-15/2526@ налоговая служба отметила, что срок исчисляется в рабочих днях и его течение начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 26 ст. 6.1 НК РФ).

Следовательно, 6-дневный срок, по истечении которого документ считается полученным налогоплательщиком, начинает течь на следующий день со дня направления документа ИФНС. Иного (альтернативного) порядка определения момента получения документа налогоплательщиком НК РФ не предусматривает.

Ведомство отдельно обратило внимание на следующее. При направлении налогоплательщиком квитанции о приеме электронного документа ранее (позднее) 6-дневного срока документ все равно считается полученным по истечении этого 6-дневного срока, а не с даты, указанной в квитанции.

ФНС России подчеркнула, что прежний порядок определения даты вручения требования действовал в отношении требований, направленных до 04.02.2025 (включительно).

Напомним, за неисполнение требования налогоплательщика могут привлечь к ответственности по ст. 126 и (или) ст. 129.1 НК РФ.

 

Что свидетельствует о фиктивной миграции бизнеса на УСН?

Документ

Информация УФНС России по Удмуртской Республике от 28.02.2025

Комментарий

Организации (ИП) на УСН исчисляют налог (авансовые платежи) по ставкам 6 % (если объект налогообложения "доходы") или 15 % (если объект налогообложения "доходы минус расходы") либо по льготной ставке, установленной субъектом РФ (п. 12 ст. 346.20 НК РФ).

На практике для снижения налоговой нагрузки бизнесмены могут менять место регистрации на регионы с меньшей налоговой ставкой.

УФНС России по Удмуртской Республике привело основные признаки фиктивной миграции, на которые обращается внимание при проверке. К ним относятся:

  • регистрация большого количества граждан по одному адресу из различных регионов России (в т. ч. в виде долевой собственности);

  • отсутствие сотрудников у юрлица (ИП) на территории региона;

  • отсутствие контрагентов на территории региона;

  • отсутствие налогоплательщика по юридическому адресу (выявляется в результате осмотра);

  • отсутствие в новом регионе зарегистрированной и действующей ККТ (при ее наличии по прежнему месту учета);

  • отсутствие коммунальных и арендных платежей на территории региона (при их наличии по прежнему месту учета);

  • ведение видов деятельности, которые не предполагают деятельность на территории нового региона (сдача недвижимости в аренду, недвижимость на территории иных субъектов и прочие);

  • наличие по расчетным счетам предпринимателей платежей личного характера, которые осуществлялись не на территории региона и др.

Напомним, с 2025 года при смене региона ведения деятельности платить единый налог (авансы) по УСН по новой ставке можно, только если она больше прежней. Если по новому месту нахождения организации (месту жительства ИП) налоговая ставка меньше, чем была в прежнем регионе, то платить авансы и налог следует по наибольшей ставке (т. е. по той, которая действовала в прежнем регионе). Повышенную ставку необходимо применять в течение 3 лет с года смены места нахождения.


Все новости

Налоговый календарь Налоговая реформа 2025 1С:Коннект - видеозвонки 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ Начинай новый бизнес с 1С 8+4 1C:Fresh