Организации могут быть зарегистрированы в нескольких налоговых органах на территории одного субъекта РФ по месту нахождения объектов недвижимости, облагаемых по среднегодовой стоимости. Чтобы по объектам недвижимости, расположенным в границах одного субъекта РФ, подать одну налоговую декларацию, нужно уведомить тот налоговый орган, в который плательщик планирует подать эту отчетность. Исключение – регионы, в которых законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты, а также в которых налоговые органы действуют по двухуровневой структуре (ФНС России – УФНС по субъекту РФ) (п. 1.1 ст. 386 НК РФ).
В информации, размещенной на сайте ведомства, ФНС России напомнила, что Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ изменен срок представления уведомления. Для подачи единой декларации по налогу на имущество за 2024 год уведомление необходимо подать до 1 февраля 2024 года. Также с 30 до 10 рабочих дней сокращен срок рассмотрения этого уведомления налоговым органом. Если при получении уведомления налоговый орган выявит основания, которые препятствуют представлению единой декларации, то в течение указанного срока (10 дней) он должен сообщить об этом организации (см. комментарий).
Уведомление подается по форме, утв. приказом ФНС России от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@.
ФНС России напомнила, что декларацию по налогу на имущество за 2023 год следует представить не позднее 26 февраля 2024 года (с учетом переноса срока по п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Определение ВС РФ от 22.08.2023 № 303-ЭС23-5216
Организация-покупатель заключила договор на поставку рыбной продукции. По условиям договора покупатель обязан внести предоплату 10 000 000 руб., а поставщик отгрузить продукцию единовременно или частями с 15.08.2018 по 30.09.2018 (в случае нарушения срока поставщик должен в течение 5 дней вернуть денежные средства). Поскольку поставщик не отгрузил продукцию в полном объеме, покупатель 08.02.2022 потребовал вернуть оставшуюся часть предоплаты (1 094 860 руб.). Выплатить денежные средства поставщик отказался, сославшись на пропуск срока исковой давности (3 года). Суды трех инстанций поддержали покупателя.
Однако ВС РФ с этим не согласился. По мнению судей, если в договоре указан срок поставки, то покупатель узнает или должен узнать о нарушении своего права именно с момента истечения этого срока. В этом случае у покупателя есть выбор – потребовать передать оплаченный товар или возвратить уплаченные денежные средства (п. 1 ст. 314 ГК РФ, ст. 457 ГК РФ, п. 3 ст. 487 ГК РФ). Поскольку по договору в случае передачи продукции не в полном объеме поставщик обязан вернуть денежные средства в течение 5 дней после истечение срока поставки, то срок исковой давности истек 05.10.2021. Значит, требование покупателя от 08.02.2022 о возврате части предоплаты неправомерно, так как имело место после истечения срока исковой давности (Определение ВС РФ от 22.08.2023 № 303-ЭС23-5216).
Федеральный закон от 25.12.2023 № 634-ФЗ
Сейчас право на маткапитал имеют граждане РФ (независимо от их места жительства), родившие (усыновившие) ребенка, имеющего гражданство РФ (ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ).
Такая формулировка закона вызывала споры по поводу применения маткапитала в ситуации, когда на момент рождения ребенка у женщины и ребенка не было гражданства РФ (оно приобретено позже). По мнению ПФР (сейчас СФР), в такой ситуации прав на маткапитал нет, поскольку ребенок приобрел гражданство РФ не при рождении, а в дальнейшем (в упрощенном порядке, поскольку второй родитель имеет гражданство РФ).
При этом Конституционный Суд РФ отметил, что, несмотря на неоднозначность положений Закона № 256-ФЗ, подразумевалось, что необходимым требованием для получения господдержки является наличие на дату рождения (усыновления) ребенка гражданства РФ как у самого ребенка, так и у родителя (усыновителя). См. определения от 28.09.2017 № 2110-О, от 25.01.2018 № 175-0.
Федеральным законом от 25.12.2023 № 634-ФЗ (далее – Закон № 634-ФЗ) этот момент урегулирован.
С 01.01.2024 для получения маткапитала потребуется, чтобы:
Соответствующие изменения внесены в абз. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ (п. 1 ст. 1 Закона № 634-ФЗ).
При этом особые условия установлены для лиц, проживающих на новых территориях РФ (ЛНР, ДНР, Херсонская и Запорожская области). Так, право на маткапитал имеют лица, у которых на дату рождения ребенка отсутствовало гражданство РФ, но которые по состоянию на дату приема названных субъектов в состав РФ (т. е. по состоянию на 30.09.2022) постоянно проживали на новых территориях (ст. 2 Закона № 634-ФЗ).
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.11.2023 № 8Г-28437/2023[88-29392/2023]
Переводом на другую работу считается перевод сотрудника в другую местность вместе с работодателем (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ). При этом под другой местностью понимается местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).
Работника, который отказывается от перевода в другую местность, можно уволить по п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Однако для того, чтобы перевод был законным, работодатель должен доказать, что он изменил место нахождения (место жительства для ИП).
Это подтвердил Восьмой КСОЮ при рассмотрении дела о незаконном увольнении, которое произошло в связи с отказом работника от перевода вместе с работодателем из Москвы в Нижний Новгород. В качестве подтверждения переезда работодатель представил договор аренды помещения. Однако судьи отметили, что в трудовом договоре с сотрудником рабочее место было обозначено как место нахождения работодателя, которое в силу требований ст. 54 ГК РФ определяется местом его государственной регистрации (юридически адрес, указанный в ЕГРЮЛ). При этом юридический адрес организация не меняла. С момента приема и до увольнения это была Москва.
Как указано в определении от 16.11.2023 № 8Г-28437/2023[88-29392/2023], работодатель не подтвердил фактическое прекращение деятельности в городе Москве по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, или его изменение путем внесения соответствующей записи в реестр. Суд посчитал недоказанными доводы работодателя о том, что причиной внесения изменений в трудовой договор послужили изменения в экономической деятельности организации и сокращение имущественных расходов, в том числе связанных с арендой помещения. В определении от 16.11.2023 № 8Г-28437/2023[88-29392/2023] отмечается, что доказательств наличия причин, влекущих изменение организационных или технологических условий труда, совершенствование рабочих мест, изменение структурной реорганизации производства работодатель не представил. На дату рассмотрения дела офис работодателя в Москве фактически функционировал.
Все это привело к тому, что Восьмой КСОЮ признал увольнение незаконным и восстановил работника.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30.10.2023 № 88-19732/2023
Третий КСОЮ рассмотрел требование работника о признании незаконной норму локального нормативного акта о том, что оплата за работу ночью производится в размере 50 % тарифной ставки, но количество оплачиваемых часов зависит от дополнительных условий. Поскольку работа была связана с круглосуточными дежурствами, то количество оплачиваемых часов в указанном выше порядке работодатель поставил в зависимость от количества ночных выездов: если больше 2, то в повышенном размере оплачиваются 8 часов, если выездов не было – 4 часа.
Судьи признали указанную норму локального нормативного акта незаконной. Как указано в определении от 30.10.2023 № 88-19732/2023, в соответствии со ст. 154 ТК РФ оплата ночной работы производится в повышенном размере, этот размер не зависит от дополнительных условий.
Работодателя обязали произвести доплату, а также взыскали компенсацию за задержку зарплаты по ст. 236 ТК РФ и компенсацию морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ.
Федеральный закон от 19.12.2023 № 611-ФЗ
В 2020 году Правительство России получило специальные полномочия (п. 3 ст. 4 НК РФ):
Впоследствии эти полномочия продлевались на 2022 и 2023 годы. Такими же полномочиями Правительство России будет обладать и в 2024 году (Федеральный закон от 19.12.2023 № 611-ФЗ).
Кроме того, с 19.12.2023 Правительство России сможет определять особенности взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или налогового агента. Это относится как к организациям, так и к предпринимателям (пп. 9 п. 3 ст. 4 НК РФ).
Что касается новых территорий (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей), то до 31.12.2024 (включительно) Правительство России сможет издавать нормативные правовые акты, предусматривающие особенности неприменения ответственности в 2024 году к организациям и физлицам, состоящим на учете в налоговых органах на этих территориях. Такое право было у Правительства и в 2023 году.
Однако на 2024 год не продлены такие полномочия Правительства, как: определение порядка постановки на учет в налоговых органах на новых территориях организаций и физлиц, порядок перехода на спецрежимы, порядок учета расходов.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2023 № 88-19270/2023
Время перерыва для отдыха и питания не включается в рабочее время (ч. 1 ст. 108 ТК РФ). При этом на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Рассматривая спор о включении в рабочее время перерывов на обед машинисту котельной, который утверждал, что он не может отлучиться с рабочего места, Восьмой КСОЮ указал следующее. Работнику предоставлено время для отдыха и приема пищи, при этом непрерывного технологического процесса по месту исполнения работником трудовой функции нет. Кроме того, то, что работник не может во время перерыва для отдыха и питания покинуть рабочее место, не свидетельствует о том, что он фактически не использует предоставляемые перерывы по назначению.
Таким образом, в определении от 02.11.2023 № 88-19270/2023 Восьмой КСОЮ пришел к выводу, что невозможность покинуть рабочее место во время обеда не делает это время рабочим.
Примечательно, что ранее по такому же спору между теми же сторонами Восьмой КСОЮ высказал противоположное мнение (см. комментарий к определению от 19.01.2023 № 88-186/2023).