Личный кабинет

Нужно ли выплатить компенсацию за неиспользованные отгулы при увольнении работника?

Нужно ли выплатить компенсацию за неиспользованные отгулы при увольнении работника?

Документ

Письмо Роструда от 23.01.2025 № ПГ/28775-6-1

Комментарий

При увольнении работодатель обязан заменить денежной компенсацией дни отдыха, не использованные работником в связи с работой в выходные и нерабочие праздничные дни. Такие разъяснения приводятся в письме Роструда от 23.01.2025 № ПГ/28775-6-1.

Согласно ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан компенсировать работу в выходной или праздничный день по выбору сотрудника:

  • повышенной оплатой
  • или предоставлением другого дня отдыха (отгула).

Отгул предоставляется сотруднику, вышедшему на работу в выходной или нерабочий праздничный день, только по его желанию. В этом случае работа в выходной или праздник оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (ч. 4 ст. 153 ТК РФ).

Из норм ТК РФ не вполне ясно, что делать в ситуации, когда дни отдыха не предоставлены до момента увольнения. Нужно ли их компенсировать?

В постановлении от 06.12.2023 № 56-П Конституционный Суд РФ указал, что работодатель обязан при увольнении работника заменить неиспользованные дни отдыха (отгулы) повышенной оплатой работы в выходные и праздничные дни. При этом тот факт, что работник ранее выбрал по согласованию с работодателем отгулы вместо повышенного размера оплаты, не влияет на получение работником такой денежной выплаты.

Иными словами, работодатель обязан выплатить работнику при увольнении денежную компенсацию за неиспользованные им отгулы за весь период трудовой деятельности у этого работодателя. Компенсация составляет разницу между оплатой работы в выходные или праздничные дни (по правилам ч. 1 – 3 ст. 153 ТК РФ) и произведенной за эти дни оплатой в одинарном размере.

Напомним, что с 1 марта 2025 года вступит в силу Федеральный закон от 30.09.2024 № 339-ФЗ, которым в ст. 153 ТК РФ закрепляется обязанность работодателей выплачивать сотрудникам при увольнении компенсацию за неиспользованные дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни. Подробнее см. комментарий.

 

Минтруд России утвердил новую форму справки о среднем заработке, исчисленном работодателем

Документ

Приказ Минтруда России от 27.11.2024 № 637н

Комментарий

Минтруд России утвердил новую форму справки о среднем заработке, исчисленном работодателем. Эта справка необходима уволенному сотруднику для назначения пособия по безработице. Такое пособие рассчитывается исходя из среднего заработка по последнему месту работы (п. 19 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. постановлением Правительства России от 16.10.2024 № 1379).

Кроме того, справка используется органами соцзащиты для расчета и начисления иных социальных выплат (выплаты многодетным семьям, инвалидам, семьям с детьми-инвалидами и т. д.).

Изменения в форме справки о среднем заработке носят технический характер.

В новой форме:

  • изменится наименование строки "Адрес места жительства", теперь она будет называться "Адрес регистрации по месту жительства (пребывания)";
  • при заполнении адреса регистрации работника добавились строки для указания названия района, города (населенного пункта), в котором он проживает;
  • предусмотрены отдельные строки для указания ИНН и КПП работодателя.

Приказ вступил в силу 11 февраля 2025 года. Это значит, что именно с этой даты следует применять новую форму справки о среднем заработке. Напомним, работнику, который до увольнения запросил справку о среднемесячном заработке, она должна быть выдана в день увольнения (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). Если справку просит выдать бывший работник, оформить и выдать ее нужно в течение 3 рабочих дней (ч. 1 ст. 62 ТК РФ).

Форма справки о среднем заработке, исчисленном работодателем, утвержденная приказом Минтруда России от 27.07.2023 № 604н, с 11 февраля 2025 года не применяется.

 

Минтруд России сократил перечень "неженских" профессий

Документ

Приказ Минтруда России от 25.12.2024 № 724н

Комментарий

Минтруд России сократил перечень работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, утвержденный приказом Минтруда России от 18.07.2019 № 512н (далее – Перечень).

Ведомство исключило из раздела "Горные работы" Перечня следующие виды деятельности:

  1. работы машинистом экскаватора, погрузочной машины;
  2. работы по управлению самоходными машинами:
    • на открытых горных работах
    • на поверхности действующих, строящихся шахт, разрезов, рудников
    • по обогащению, агломерации, брикетированию
  1. работы при переработке бурых углей и озокеритовых руд, выполняемые дробильщиком, занятым на работах не вручную (например, с применением дробильного оборудования).

Изменения вступят в силу с 17 февраля 2025 года и будут действовать до 1 марта 2028 года (как и весь Перечень). Это означает, что с 17 февраля 2025 года женщины смогут работать на указанных выше горных работах, до этой даты ограничение на труд женщин сохраняется.

Кроме того, в раздел "Судостроение и судоремонт" Перечня включены работы выморозчиком судов. Поэтому с 17 февраля 2025 года женщины не смогут работать на таких работах.

Напомним, что ранее в Перечень уже вносили изменения. Например, из раздела "Производство, ремонт и обслуживание летательных аппаратов" Перечня были исключены должности авиационных механиков (техников) и инженеров по техническому обслуживанию, а также в Перечне были уточнены отдельные виды работ в разделах "Металлообработка" и "Добыча нефти и газа".

Подробнее об этом см. комментарий.

 

Можно ли рассылать расчетные листки через кадровый электронный документооборот?

Вопрос аудитору

В организации применяется кадровый электронный документооборот. Может ли организация рассылать сотрудникам расчетные листки через КЭДО? Если есть сотрудники, которые не подтвердили, что ознакомились с расчетными листками, можно ли их привлечь к дисциплинарной ответственности? Имеются ли основания для привлечения к ответственности организации, если работники не подтвердили, что ознакомились с расчетными листками?

Согласно ч. 1 ст. 136 ТК РФ, при выплате заработной платы работодатель обязан извещать каждого работника в письменной форме о составных частях его заработной платы и иных выплатах. Такое извещение оформляется в виде расчетного листка. Работодатель разрабатывает и утверждает форму расчетного листка с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии).

Трудовым законодательством не установлен порядок выдачи работникам расчетных листков (в том числе при перечислении заработной платы на банковскую карту). Порядок извещения работников (направления им расчетных листков) работодатель определяет самостоятельно и закрепляет его в локальном нормативном акте (письмо Минтруда России от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560, письма Роструда от 07.09.2021 № ПГ/25490-6-1, от 23.07.2018 № ПГ/23734-6-1).

Если работник и работодатель перешли на кадровый электронный документооборот (КЭДО), то обмен документами между сторонами ведется посредством информационной системы, применяемой для КЭДО (ч. 46 ст. 22.1 ТК РФ).

Работодатель самостоятельно принимает решение о переходе на кадровый электронный документооборот (КЭДО) и вводит его локальным нормативным актом (ч. 12 ст. 22.2 ТК РФ ). Порядок введения КЭДО, а также перечень документов, в отношении которых применяется КЭДО, утверждаются локальным нормативным актом работодателя, например, Положением о КЭДО (ч. 1-2 ст. 22.1ч. 2-3 ст. 22.2 ТК РФ), далее – Положение. С Положением необходимо ознакомить работников под подпись.

В электронном виде можно оформить большинство кадровых документов, за исключением тех, которые указаны в ч. 3 ст. 22.1 ТК РФ. Расчетные листки к числу исключений не относятся. Поэтому в перечень документов, в отношении которых применяется КЭДО, можно включить расчетные листки.

Если работодатель ведет КЭДО, он может рассылать работникам расчетные листки через информационную систему, применяемую для КЭДО. Это подтверждают специалисты Роструда на сайте онлайнинспекция.рф и Минтруда России (письмо Минтруда России от 20.01.2023 № 14-6/ООГ-296).

Положение о КЭДО может предусматривать сроки подписания работником электронных документов и (или) ознакомления с ними с учетом рабочего времени работника, периодичности такого подписания и ознакомления (ч. 3 ст. 22.2 ТК РФ). Такие сроки определяются работодателем (например, можно установить, что работник должен подписать документ (ознакомиться с ним) в течение 3 рабочих дней со дня получения документа).

Если сотрудник нарушает требования локального нормативного акта работодателя, предусматривающего ознакомление сотрудника с расчетными листками посредством системы КЭДО, это может быть расценено работодателем как нарушение трудовой дисциплины. За совершение такого дисциплинарного проступка сотруднику можно сделать замечание или объявить выговор (ч. 1 ст. 192 ТК РФ). При этом необходимо соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный ст. 193 ТК РФ.

Если организация приняла меры для того, чтобы не было нарушений трудового законодательства (утвержден локальный нормативный акт, предусматривающий использование КЭДО для ознакомления работников с расчетными листками, сотрудникам обеспечен доступ к информационной системе и т. п.), по нашему мнению, нет оснований для привлечения организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

 

Как представить документы в электронном виде по требованию налоговой?

Документ

Письмо ФНС России от 04.02.2025 № ЕА-2-26/1316@

Комментарий

ФНС России в письме от 04.02.2025 № ЕА-2-26/1316@ рассмотрела вопрос представления документов налогоплательщиком в ответ на требование по ст. 93 НК РФ в рамках налоговой проверки. Порядок направления и подписания документов зависит от того, в каком формате они ведутся.

Если  они ведутся по форматам, которые утверждены ФНС России (п. 2 ст. 93 НК РФ), то их можно представить в электронном исходном виде без преобразования в скан-образы. При этом ИФНС не вправе истребовать указанные документы в виде скан-образов или визуализированных на бумаге. Перечень таких документов приведен в письмах ФНС России от 08.11.2023 № ЕА-4-26/14162@от 29.09.2023 № Д-5-26/56@.

Если документы составлены по собственному электронному формату, их можно подать на бумаге в виде заверенных копий с отметкой о подписании документа электронной подписью. Или отсканировать эти копии и направить в электронном виде (письмо ФНС России от 04.02.2025 № ЕА-2-26/1316@).

По ТКС документы (информация) передаются в виде файла, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это должна быть подпись руководителя организации или лица, которое действует по доверенности, например главного бухгалтера (п. 1 ст. 26п. 1 ст. 27п. 3 ст. 29п. 2 ст. 93 НК РФп. 13 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@). Документы из этого файла могут быть не подписаны (например, при подаче пояснений) или подписаны лицами, ответственными за их составление. Полномочия этих лиц подтверждать не нужно (письмо ФНС России от 24.05.2019 № ЕД-4-2/9885@).


Все новости

Налоговый календарь Налоговая реформа 2025 1С:Коннект - видеозвонки 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ Начинай новый бизнес с 1С 8+4 1C:Fresh