Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.06.2024 по делу № 88-10938/2024
В соответствии с ч. 1 ст. 62 ТК РФ работодатель обязан выдать сотруднику документы, связанные с работой, в течение 3 рабочих дней со дня подачи последним письменного заявления. Суды неоднократно подтверждали, что локальные нормативные акты (ЛНА) не относятся к документам, которые в силу ст. 62 ТК РФ необходимо выдавать работнику по его заявлению (см. статью). При этом работодатель не может запретить работнику повторно ознакомиться с ЛНА, даже если при приеме на работу он знакомился с их содержанием. Это подтвердили судьи Седьмого КСОЮ.
Также судьи отметили, что работодатель может установить порядок повторного ознакомления с ЛНА. Если в этом документе есть пункт, обязывающий работника в заявлении на повторное ознакомление указать на необходимость фотографирования ЛНА, то работодатель вправе запретить фотосъемку, если работник не сделал такую запись в заявлении.
Этот вывод следует из определения от 20.06.2024 по делу № 88-10938/2024, которым судьи отказали работнику в удовлетворении иска и признании действий работодателя незаконными и взыскании 200 000 руб. морального вреда. В рассмотренном деле работник написал заявление об ознакомлении с ЛНА. Однако внутренними документами организации было установлено, что при повторном ознакомлении фотосъемка ЛНА разрешается, только если подается соответствующее заявление. Работник отказался писать заявление на фотосъемку, мотивируя это тем, что в ТК РФ такого условия нет. Работодатель отказал в фотографировании текста ЛНА. При этом судьи признали, что со стороны организации не было воспрепятствования ознакомлению с ЛНА, работодатель только требовал от сотрудника соблюдения установленных правил.
Приказ Минтруда России от 29.01.2025 № 35н
Принимая решение о внеплановой проверке и выборе вида контроля, ГИТ ориентируется на индикаторы риска (ч. 9 ст. 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Индикатор риска – это показатель, который с высокой степенью вероятности свидетельствует о возможном нарушении прав работника, при этом сами такие показатели не являются подтверждением факта нарушения. Нарушения требований трудового законодательства выявляют государственные инспекторы труда при проведении проверок у работодателей (в организациях и у ИП).
Перечень таких индикаторов (далее – Перечень) утвержден приказом Минтруда России от 30.11.2021 № 838н. Ведомство неоднократно вносило изменения в этот Перечень. Об этом мы писали здесь, здесь и здесь.
Минтруд России скорректировал один из индикаторов риска нарушения обязательных требований (п. 3 Перечня).
С 15 марта 2025 года таким индикатором станет увеличение количества несчастных случаев с легкими последствиями на производстве в квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Речь идет о работодателях:
В настоящее время индикатор риска нарушения обязательных требований из п. 3 Перечня устанавливает градацию для меньшего количества категорий работодателей.
Информация на сайте ФНС России от 03.03.2025
ФНС России в информации на официальном сайте 03.03.2025 напомнила о приближении срока сдачи годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год, порядке и форматах ее представления и об ответственности за ее непредставление в срок.
Организация обязана представлять в налоговый орган по месту своего нахождения годовую бухгалтерскую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также аудиторское заключение (если отчетность подлежит обязательному аудиту) для формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИРБО) (ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Срок представления отчетности за 2024 год – не позднее 31 марта 2025 года (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Отчетность за 2024 год представляется по форматам, утвержденным приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.
За непредставление (несвоевременное представление) годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган предусмотрены следующие меры ответственности:
По соглашению сторон в трудовом договоре может быть предусмотрено условие об испытании сотрудника (ч. 1 ст. 70 ТК РФ). Это необходимо для того, чтобы работодатель оценил деловые и профессиональные качества работника, а сотрудник определил, подходит ему порученная работа или нет (письмо Минтруда России от 28.02.2019 № 14-2/ООГ-1398). Условие об испытании устанавливается только при заключении трудового договора.
Однако отдельным категориям работников нельзя устанавливать испытание при трудоустройстве. В настоящее время испытание при приеме на работу не устанавливается для (ч. 4 ст. 70 ТК РФ):
избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности;
беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет;
не достигших возраста 18 лет;
получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, при этом указанные лица должны поступать на работу по полученной специальности впервые и в течение одного года со дня получения образования;
избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;
приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;
иных лиц в случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором.
В Госдуму РФ внесен законопроект, которым планируется расширить этот перечень. К числу лиц, которым запрещено устанавливать испытательный срок, законодатели предлагают отнести:
родителей, имеющих трех и более детей,
одиноких родителей, имеющих детей в возрасте до 14 лет и (или) детей-инвалидов либо являющихся единственными усыновителями, опекунами или попечителями таких детей.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он направлен на дополнительную поддержку многодетных родителей и одиноких родителей при трудоустройстве.
Если закон будет принят, мы сообщим об этом дополнительно.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.01.2025 № 309-ЭС24-18347 по делу № А76-24862/2023
Если ИФНС ошибочно списала средства с единого налогового счета (ЕНС), вернуть их она должна с процентами (как при излишнем взыскании налогов).
Суть спора заключалась в следующем. После сверки расчетов организация выявила двойное списание средств в счет уплаты налогов с ЕНС (это подтверждено решениями УФНС России). Впоследствии денежные средства ИФНС вернула на ЕНС. Но налогоплательщик посчитал, что такие действия (неправомерное уменьшение положительного сальдо ЕНС) приравниваются к излишнему взысканию налогов. Следовательно, ИНФС при возврате должна начислить проценты (п. 4 ст. 79 НК РФ).
Три судебные инстанции не поддержали организацию. А Верховный Суд РФ встал на сторону налогоплательщика. Направляя дело на новое рассмотрение, он отметил следующее:
средства, формирующие положительное сальдо ЕНС (несмотря на их целевое назначение), до момента их списания в счет уплаты налогов являются собственностью налогоплательщика;
неправомерное уменьшение положительного сальдо ЕНС признается (квалифицируется) излишним взысканием. Следовательно, нарушенное право налогоплательщика подлежит восстановлению путем выплаты процентов за период с момента взыскания по день возврата.