Личный кабинет

Как досрочно уплатить страховые взносы за декабрь 2023 года?

Как досрочно уплатить страховые взносы за декабрь 2023 года?

Документ

Письма ФНС России от 25.10.2023 № БС-4-11/13585, от 11.10.2023 № БС-4-11/13010@

Комментарий

Организации и предприниматели должны не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим, уведомлять налоговую инспекцию об исчисленных по единому тарифу страховых взносах (за март, июнь, сентябрь, декабрь уведомления подавать не нужно, так как срок подачи уведомлений и РСВ совпадают) (п. 9 ст. 58 НК РФ).

С 01.10.2023 при наличии положительного сальдо ЕНС налоговая инспекция зачитывает исчисленную за месяц сумму страховых взносов на основании полученного уведомления до срока уплаты (28-е число). Денежные средства зачтут не позднее дня, следующего за днем поступления в налоговую инспекцию такого уведомления, но только после исполнения обязанности по уплате агентского НДФЛ (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Поэтому если организация (ИП) собирается уплатить страховые взносы за декабрь 2023 года досрочно (до наступления срока уплаты), то необходимо перечислить на ЕНС соответствующую сумму (ЕНП либо платежным поручением со статусом "02") и уведомить налоговую инспекцию об исчисленной сумме. В отношении страховых взносов следует указать код периода "34/03" (код МС.12.2023, если уплата платежкой со статусом "02"). Такие разъяснения направила ФНС России (письма от 25.10.2023 № БС-4-11/13585, от 11.10.2023 № БС-4-11/13010@).

Можно ли платить НДФЛ за счет средств организации?

Документ

Письмо Минфина России от 18.08.2023 № 03-03-06/1/78128

Комментарий

Обязанность по уплате налога за налогоплательщика может быть исполнена иным лицом (п. 1 ст. 45 НК РФ). Исключений для НДФЛ не предусмотрено. Следовательно, организация вправе уплачивать за счет собственных средств исчисленный НДФЛ, не удерживая его с доходов физического лица. Однако в этом случае у физического лица будет возникать доход в размере уплаченной за него суммы налога, который облагается НДФЛ.

В письме от 18.08.2023 № 03-03-06/1/78128 Минфин России отметил, что облагаемого дохода не возникает в двух случаях, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 1 ст. 208 НК РФ):

  • НДФЛ за физическое лицо уплачивает другое физическое лицо,
  • организация уплачивает за счет собственных средств НДФЛ, который доначислен налоговым органом в результате проверки.

В остальных случаях уплата организацией НДФЛ за физическое лицо приводит к налогооблагаемому доходу.

Также в письме Минфин России указал, что НДФЛ, уплаченный за физическое лицо из собственных средств, организация не вправе учесть в расходах по налогу на прибыль, так как этот расход не признается обоснованным (не является расходом, который произведен для деятельности, направленной на получение дохода).

Отменяет ли электронная доверенность бумажную?

Документ

Письмо ФНС России от 18.10.2023 № ЗГ-3-26/13425

Комментарий

Налогоплательщик может взаимодействовать с налоговыми органами через представителя (п. 1 ст. 29 НК РФ). Полномочия такого лица подтверждает доверенность, выданная в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).

При этом положениями п. 3 ст. 29 НК РФ предусмотрена возможность использования электронной доверенности, подписанной электронной подписью доверителя. Для этих целей ФНС России издала приказ № ЕД-7-26/445@ "Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме и порядка ее направления по телекоммуникационным каналам связи".

Из письма ФНС России от 18.10.2023 № ЗГ-3-26/13425 можно сделать вывод, что представитель налогоплательщика вправе использовать доверенность в бумажном и электронном виде одновременно.

Так, основания для прекращения действия доверенности установлены ст. 188 ГК РФ. При этом они являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат. Внедрение электронной доверенности при осуществлении ЭДО с налоговыми органами не относится к таким основаниям, поэтому не предполагает прекращения действия бумажных доверенностей.

Более того, электронная доверенность используется как еще один способ создания (совершения) доверенностей и не оказывает влияния на процесс приема отчетности по ТКС от уполномоченных представителей налогоплательщиков, отличного от влияния бумажных доверенностей. Кроме того, электронные доверенности не предполагают отмену бумажных.

Также ФНС России напомнила, что Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ в п. 3 ст. 29 НК РФ внесены изменения. Так, с 01.03.2024 уполномоченный представитель налогоплательщика, который обязан представлять налоговые декларации в электронной форме, сможет действовать на основании электронной доверенности. При этом налоговая служба обратила внимание, что эти нововведения распространяются на доверенности, которые будут совершаться и применяться для подтверждения полномочий уполномоченных представителей после 01.03.2024.

Отмечается, что прекращение использования квалифицированных сертификатов сотрудников организаций или замена КЭП уполномоченного представителя в рамках действующей доверенности не являются основаниями для прекращения ее действия.

Можно ли оплачивать командировку исходя из оклада?

Вопрос аудитору

Организация планирует оплачивать командировки сотрудникам по окладу, а не исходя из среднего заработка. Можно ли так делать, не является ли это нарушением?

Командировка – это поездка сотрудника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ч. 1 ст. 166 ТК РФ). При этом местом постоянной работы является место расположения организации (обособленного структурного подразделения), работа в которой обусловлена трудовым договором.

Особенности направления работников в служебные командировки определены Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. постановлением Правительства России от 13.10.2008 № 749 (далее – Положение № 749).

При направлении работника в командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка (ст. 167 ТК РФ и п. 9 Положения № 749). Таким образом, за период командировки сотруднику положен не оклад, а средний заработок.

Порядок расчета среднего заработка для оплаты командировок установлен п. 8 и п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства России от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922). Рассчитанную исходя из правил, установленных Положением № 922, сумму необходимо выплатить сотруднику. Уменьшение этой суммы может быть признано неполной выплатой сумм, причитающихся работнику.

За неполную выплату указанных сумм работодателю грозит штраф по ч. 6 ст. 5. 27 КоАП РФ (для организаций – в размере от 30 000 до 50 000 руб.). Таким образом, если оплата по окладу окажется ниже, чем оплата по среднему заработку, то работодателю грозит ответственность.

Однако если оклад выше, чем оплата по среднему заработку, то с точки зрения трудового законодательства никаких рисков нет. Но может возникнуть проблема при признании расходов.

В связи с этим можно рекомендовать закрепить в локальных нормативных актах организации (положение о командировках, положение об оплате труда, положение о выплате среднего заработка и т. п.), что при нахождении в командировке сотрудникам положена доплата до оклада. В таком случае, если оплата по окладу будет выше, чем рассчитанный средний заработок, то работодатель сможет выплачивать оклад.

Нужно ли предоставлять в военкомат сведения о наличии и техническом состоянии транспортных средств?

Вопрос аудитору

У организации в собственности есть транспортные средства. Обязана ли она предоставлять в военкомат сведения об их наличии и техническом состоянии?

Организация обязана предоставлять сведения о наличии и техническом состоянии транспортных средств по запросу из военкомата.

Обоснуем ответ.

Для обеспечения Вооруженных Сил РФ, воинских и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время установлена военно-транспортная обязанность (ст. 13 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ).

Военно-транспортная обязанность распространяется на организации (независимо от формы собственности), которые (п. 3 Положения о военно-транспортной обязанности, утв. Указом Президента РФ от 02.10.1998 № 1175):

  • являются собственниками транспортных средств;
  • владеют транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другому основанию, предусмотренному законом или договором;
  • обеспечивают работу транспортных средств, в т. ч. порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации.

Из норм п. 26 Положения о военно-транспортной обязанности следует, что информация о наличии и техническом состоянии транспортных средств представляется организациями по запросам военных комиссариатов (органов военного управления).

Таким образом, сведения о наличии и техническом состоянии транспортных средств необходимо представлять только в том случае, если в организацию поступил соответствующий запрос из военкомата или органа военного управления. Считаем, что при поступлении запроса в нем будет указано, какую именно информацию организации необходимо представить в военкомат, в какие сроки и по какой форме.

Форма, по которой необходимо предоставить сведения в военкомат, не утверждена. Поэтому считаем, что направить в военкомат сведения о наличии и техническом состоянии транспортных средств можно по форме, которую приложит к своему запросу военкомат, либо в свободной форме (если форма в запросе отсутствует).

Если организация не предоставляет по запросу из военкомата сведения о наличии и техническом состоянии транспортных средств, то она не исполняет военно-транспортную обязанность. За такое нарушение предусмотрена ответственность по ст. 19.25 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа:

  • для должностного лица – в размере от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для организации – от 350 000 до 400 000 руб.

Может ли ИФНС назначить повторные дополнительные мероприятия по завершенной проверке?

Документ

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.10.2023 № Ф04-5144/2023 по делу № А45-36548/2022

Комментарий

Рассмотрение материалов налоговой проверки может привести не только к окончательному решению о привлечении (или нет) к ответственности, но и промежуточному – о назначении дополнительных мероприятий. Оно выносится, если представленные налогоплательщиком возражения требуют дополнительных доказательств (п. 6 ст. 101 НК РФ). По мнению Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, это правило применимо как к первичным, так и к повторным дополнительным мероприятиям.

Как отмечается в постановлении от 13.10.2023 № Ф04-5144/2023 по делу № А45-36548/2022, основная задача дополнительных мероприятий состоит в разрешении сомнений, которые возникли у налоговой инспекции после предоставления налогоплательщиком дополнительных документов. Поэтому если плательщик при подаче возражений на акт по дополнительным мероприятиям представляет новые документы, то для их проверки инспекция вправе назначить повторные дополнительные мероприятия.


Все новости

Единый семинар Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки кабинет сотрудника 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh